Таблица методика формирования коллектива по лутошкину

таблица методика формирования коллектива по лутошкину

Стадии развития коллектива по А.Н. Лутошкину

Чтобы классному руководителю организовать и проследить развитие коллектива в классе

От «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу»

Лутошкин А.Н. в своей книге «Как вести за собой» рассматривает несколько ступеней развития коллектива. Если вы захотите, можете провести наблюдение за процессом развития вашего коллектива. Можно в классном уголке нарисовать 5 ступеней и обозначить их: «Песчаная россыпь», «Мягкая смена», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». Рассказать необходимо ребятам — чем характеризуется каждая ступень, и предложить им ставить отметку развития коллектива, подписывая флажок. Вы сами тоже своим флажком отмечаете ступень. Таким образом, вы можете проводить не только диагностику развития коллектива, но и настроение, и состояние каждого ребенка.

«Песчаная россыпь». Много песчинок собрано вместе и в тоже время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло». Соединяло людей. Это можно объяснить тем, что дети плохо знакомы друг с другом, а может, просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел.

«Мягкая глина». В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию.


Зарплату лучше выдавать в конверте, а не по ведомости, чтобы не было соблазна сравнивать свою с чужой.

Как минимум — межгрупповое регулирование достигается общими мероприятиями, тренингами «тимбилдинга», корпоративами (если не понимать под ними совместную пьянку).

Примечание. Если пренебречь межгрупповым регулированием может сложиться нежелательная конфигурация — группа-корпорация. Она, обладая внутригрупповой сплочённостью и хорошими отношениями внутри группы, становится враждебной по отношению к другим группам.
Вам, как менеджеру невыгодно, если отдел маркетинга враждует с бухгалтерией.

4. Группа-автономия

1.Внутреннее единство, межгрупповая активность, высокая подготовленность членов группы, развитый самоконтроль.

2.Факторы формирования коллектива:

•Применение групповых форм организации совместной деятельности;

•Система функциональной, материальной, информационной взаимосвязи и взаимозависимости членов группы;

•Компетентное руководство и положительный личный пример руководителя;

•Формирование самосознания коллектива, ориентация на его самосовершенствование.

5. Группа-коллектив

1.Общественно-значимая цель и деятельность по её достижению, морально-психологическое единство, организационная структура, высокая подготовленность.

2.Коллектив — высшая стадия развития группы.
Можно рассматривать её как идеал, к которому стоит стремиться.

Таблица методика формирования коллектива по лутошкину

1.заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет ещё взаимопонимания.

2.Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу.

3.Соединяющим звеном является требование взрослого.

4.Начинается Организация самоуправления в отряде

Примеры творческих групп:

Креативная группа — пишет сценарии к проектам отряда;

Сюрпризная группа – организует вручение сюрпризов в отряде (в том числе отслеживает дни рождения в отряде, для того чтобы готовить подарки);

Оформительская группа – оформление отрядного уголка, подготовка декораций и костюмов на выступление отряда;

Спортивная группа – организация спортивных игр, зарядки, участие во всех спортивных общелагерных мероприятиях;

Дежурная группа – поддержка чистоты и уюта в отряде, следит за соблюдением графика дежурств в отряде и на территории лагеря;

Информационная группа – сбор информации для отрядного уголка, введение летописи отряда;

Формы работы:

1.Игры: подвижные, познавательные, развлекательные, спортивные, сюжетно-ролевые;

2. Творческие конкурсы;

3.Коллективные творческие дела;

4.Занятия по интересам;

5. Спортивные соревнования;

6.Веревочные курсы;

«Мерцающий маяк». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света.

Инфоinfo
Не находят они дела, которое бы их объединяло.

Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята. Выявляются следующие характеристики:

§ ребята мало знают друг друга;

§ нет общих интересов;

§ нет общих дел;

§ отсутствует авторитетный центр;

§ группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

«Мягкая глина». В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие.


Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложит достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет ещё взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу.
Важноimportant
Соединяющим звеном является требование взрослого.

«Мерцающий маяк». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе.


В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.

«Алый парус». Символ устремлённости вперёд, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного».
В отряде товарищеские взаимоотношения.

На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается выявить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.

Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития; что поможет стать нам более сплоченным коллективом.
В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.

Социометрия

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.

Необходимо для проведения.

Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить.


Вниманиеattention
Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы.


Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.

4 ступень. «Алый парус» (группа-автономия). Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного».
Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью.

Мерцающий маяк» В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, так держать! Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: я здесь, я готов прийти на помощь. Формирующийся коллектив тоже подаёт каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь.

В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но желание – это ещё не всё. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек.

В то же время в группе уже есть на кого опереться, есть актив. Часто такая группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью. Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы.

Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел в группе, ей бывает трудно найти во всём общий язык Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

4 ступень. «Алый парус» Алый парус – символ устремлённости вперёд, неуспокоенности, дружеской верности. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью.

Командный состав парусника – знающие и надёжные организаторы. У большинства в группе проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-нибудь постигнет неудача.

Игры на сплочение, доверие; совместная трудовая деятельность (дежурство, уборка территории); участие в КТД (коллективное творческое дело); Соревнование с другими отрядами; обсуждение жизни отряда (огоньки, или свечки, сборы)

Особенности создания ВДК

§ Младший возраст. Однородный коллектив, команду создать практически невозможно. Ребенок сегодня дружит с одним, а завтра уже с другим.
Большое значение имеют яркая одежда, интересные игрушки, продукты, которые привезли родители, т.е. интересы ситуативны. При подготовке к какому-либо мероприятию детей лучше разбивать на группы по 4-6 человек и каждой группе желательно взрослого куратора. Так дети лучше услышат, поймут и подготовят мероприятие.

§ Средний возраст.

Девочки и мальчики образуют две основные микрогруппы. Разнополые группы работают не очень эффективно, т.к. энергия уходит на выяснение отношений. Единый коллектив создать также сложно, но мотивом может служить общее дело при четком распределении обязанностей.

В связи с разницей физического и психического развития девочек и мальчиков желательно создавать однополые подгруппы, работающие на единую цель. Хорошо работают и без кураторов.

§ Старший возраст. У ребят велика склонность к общению со сверстниками, к познанию себя и других, поэтому они гораздо охотнее готовы собраться отрядом, чтобы всем вместе посидеть, поговорить, сходить на костер, чем для участия в мероприятии.

Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах. Бывает, что приходит на помощь, когда об этом попросят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям.

Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено. 5 ступень. «

Горящий факел» Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, отличное взаимопонимание, деловое содружество. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус».

Но это ещё не всё. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь? Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплочённого объединения.

Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами бескорыстно приходят на помощь; где нет равнодушных, если другим плохо; где делают всё, чтобы принести пользу людям.

Высокий престиж коллектива — гарантия успешности воздействия его норм и ценностей.

Из отдельных знакомых, малознакомых и вовсе незнакомых детей, где кто-то кому симпатизирует и наоборот, рождается через некоторое время сообщество детей, возникает понятие «мы». Происходит выделение «мы», «наше» из общего окружающей жизни.

«Мы» — это то, что присуще только одному определенному коллективу, в отличие от других таких или совсем других коллективов. Существуют понятия «мы», а все вокруг — «они».

Для временных детских объединений — это чувство общности совершенно необходимо, оно способствует созданию и укреплению коллектива.

Существуют определенные условия, при которых эта общность может возникнуть.

Во-первых, надо иметь так называемую материальную основу: определенное количество детей, носителей этого понятия «мы». Нужна территория, где «мы» может расположиться, собираться, действовать. Необходима цель совместной деятельности.

У детского временного коллектива есть свои идеалы, нормы и правила поведения, специфические формы организации коллектива, органы самоуправления, а также символы, название, девиз, эмблема, песни, которые подчеркивают принадлежность именно к этому конкретному коллективу.

Все это — центры объединения, то есть те ценности, предметы и символы, которые идентифицируют группу, составляют материальную и идейную основу ее существования и развития.

То же происходит и с формирующимся коллективом.

Характеристики

1.Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе.

2.В группе есть организатор.

3.Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение.

4.Ребята мало проявляют инициативы.

Формы работы:

анализ деятельности

«Алый парус».

Символ устремлённости вперёд, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В отряде товарищеские взаимоотношения.

  • Этапы развития детского коллектива по а. Н. Лутошкину. Соотношение понятий «стадии» и «этапы» развития коллектива.

1. Номинальная группа

1.Существует формально, без выраженных групповых показателей

2.Совместная деятельность и время

Примечание. Если совместная деятельность не организована, даже с течением времени группа не развивается, она уходит на побочную нежелательную ветвь — группа-конгломерат. Общение в ней ситуативно и поверхностно. В народе это называют «недружный класс», «недружная группа».

2.Группа-ассоциация

1.Одинаковые цели членов группы (не путать с единой целью), наличие структуры, группа не действует как единое целое.

2.Единая цель, принятая всеми членами группы

3. Группа-кооперация

1.Единство цели и деятельности по её достижению, высокая внутригрупповая сплочённость.

2.Межгрупповое регулирование.
Оно заключается в правильном установлении статусности групп.

Для этого:

•критерии оценки должны быть ясны всем (четкие «правила игры» и сотрудничества);

•успех должен зависеть от усилий группы, а не внешнего произвола;

•если то и другое невозможно выполнить — необходимо устранить возможность социального контакта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *